Логистическая модель маршрута к труднодоступному руднику

Предпосылки

В 2018 году бизнес-заказчик заказал стратегию развития у одного из лидеров «большой четверки». В качестве примера консультанты создали демо-модель поставок ТМЦ на рудник в Восточной Сибири, которая очень заинтересовала руководство. На основе представленного решения в департаменте логистики заказчика создали рабочую группу и решили оценить сложные логистические задачи с использованием имитационного моделирования. В качестве пилотного проекта решено было рассмотреть построение цепочки поставок на одно из новых месторождений заказчика.

Постановка Задачи

В ходе реализации проекта мы поняли, что заказчик недооценил возможности моделирования. В процессе уточнения ТЗ мы расширили задачу с целью получить приносящую пользу и достигающую целей заказчика имитационную модель. Для реализации проекта заказчик дополнительно привлек ресурсы управляющей компании и расширил рабочую группу сотрудниками коммерческого департамента.

Элементы логистической имитационной модели

Реализация проекта

Первая модель была представлена в короткие сроки с целью продемонстрировать маршруты и движение по всей цепи поставок. Анализ показал, что данных, предоставленных проектными организациями, недостаточно. В частности, ими было отмечено наличие складской инфраструктуры в 2019 году, при том, что на середину года там была сделана только разведочная добыча.

Специалисты рабочей группы на основе аналитических инструментов рассчитали возможный экономический эффект от реализации проекта, но не смогли учесть всех физических ограничений по логистическим паузам, объемам загрузки машин в каждом рейсе, средним и максимальным объемам хранения на складах с учетом неравномерности поступления грузов по ЖД. Цепь поставок предполагала вначале отправку значительного объема строительных материалов для построения перегрузочной площадки, мест постоянного проживания персонала и горно-обогатительного комбината на месторождении. При помощи ИМ мы смогли учесть все особенности данной цепи поставок и представить рабочей группе расчеты с точностью сопоставимой с реальным движением грузов.

Изменение концепции

Для оценки достаточности компонентов для осуществления сопутствующих работ и добычи были привлечены иностранные консультанты. Они предоставили актуальные расчеты по количеству номенклатуры и объемам материалов, необходимых для осуществления процесса добычи и создания инфраструктуры рудника. Объем грузов возрос на несколько порядков, что привело к пересмотру всей цепи поставок. Дополнительно они предложили рассчитать прямой путь без создания перегрузочных площадок. При помощи моделирования мы получили расчеты по всем представленным маршрутам, а также добавили увеличенные пути с использованием объездных дорог общего пользования.

В предварительных расчетах модели мы ориентировались на варианты, предложенные рабочей группой. После подключения иностранных консультантов количество маршрутов было увеличено в несколько раз. Рабочая группа осознала необходимость расширения задачи и моделирования всех вариантов. Дополнительно мы включили в проработку новые маршруты в цепях поставок, и представили результаты моделирования для обсуждения в рабочей группе.

Новые изменения и экономия в качестве результата

В результате моделирования были выбраны 2 конкурирующие цепи поставок, отличающиеся по капитальным затратам на значительную сумму. Несколько представителей рабочей группы представили свои доводы в пользу более дорогостоящего варианта, ввиду его меньших капитальных затрат. В результате на первой защите проекта была согласована цепочка поставок с меньшими капитальными затратами и большей стоимостью доставки грузов на месторождение.

На финальный этап защиты проекта были приглашены руководители других проектов Заказчика с целью популяризации технологии и обмена мнением о проекте. В результате обсуждения было предложено актуализировать затраты на покупку техники согласно прошедшим закупкам и обновить тарифы на доставку грузов по маршрутам в связи с заниженной оценкой стоимости рабочей группой.

В результате обновления тарифов рабочей группой, по результатам моделирования мы получили ощутимую выгоду по прямому маршруту без перегрузочных площадок, что позволило на моделируемом горизонте строительства и первых 10 лет эксплуатации месторождения, получить сокращение затрат на несколько млрд. рублей. Сокращение затрат, при помощи имитационного моделирования, позволило заказчику определить самый выгодный маршрут и получить точные оценки альтернативных вариантов доставки грузов.

Посмотреть на похожую модель в облаке AnyLogic